Работы художников становятся шедеврами, когда мастерам удается не только абсолютно достоверно создать какой-либо образ, но и вдохнуть в него жизнь.
Работы художников становятся шедеврами, когда мастерам удается не только абсолютно достоверно создать какой-либо образ, но и вдохнуть в него жизнь. Характер моделей отражает не только изображение мимики или движения. Каждая деталь не случайна. О героях портретов многое расскажут украшения – отнюдь не детали второго плана, а весомые акценты, ключи к пониманию образа.
Николас Хиллиард, «Портрет с пеликаном». Этот английский художник прописывал в своих работах всевозможные украшения с особой любовью и старанием, ведь он был ювелиром. Поэтому расшитый жемчугом наряд Елизаветы I тщательно детализирован, как и кольцо с агатом, и усыпанная драгоценностями корона, и подвеска в виде пеликана. Эта птица символизирует самоотверженность и преданность правительницы своим подданным.
Ян Вермеер, «Девушка с жемчужной сережкой». Несомненной интригой знаменитого полотна голландского живописца является героиня. Кто она? Жена художника? Его дочь? Ни та ни другая не подходят по возрасту. Загадкой является и серьга с жемчугом. Размер жемчужины в несколько раз больше обычных, встречающихся в природе, и хотя науке известны экземпляры свыше 5 килограммов, все же это неординарное явление, и такие драгоценные камни стоят баснословных денег. По одной из версий, на картине Вермеера изображена семейная реликвия, которая встречается и на других его полотнах: «Дама, пишущая письмо» и «Девушка с жемчужным ожерельем».
Альфонс Муха, «Драгоценные камни». Этот художник совместил безусловную красоту женщин и минералов, создав цикл картин, где драгоценности выступают в виде прекрасных чаровниц и времен года. Рубин предстает в виде роковой соблазнительницы в красной накидке, чувственный аметист – кокетливый персонаж в глубоких раздумьях, символизирующий изменчивость. Загадочный изумруд, по мнению автора, олицетворяет тайную угрозу, и неслучайно облачение героини, посвященной этому камню, украшает змея. Роскошный топаз символизирует богиня с вечерним солнцем в волосах. Кстати, окрашенные разновидности этого минерала выцветают на солнце, поэтому браслеты или серьги с топазом лучше хранить в темноте. Альфонс Муха внимателен к любой детали: в серии работ, вдохновленных драгоценными камнями, исключительно важно все – от цвета глаз героинь до мозаичных дисков.
Автопортрет Зинаиды Серебряковой подкупает своей интимностью, свежестью образа и молодостью. Несмотря на утро, руку девушки украшает браслет из белого металла, возможно, серебра. Вероятно, именно это украшение способствует веселью героини, ведь ничто так не повышает настроение любой красавице, как браслет из платины или кольцо с бриллиантом!
Вернемся к венценосным особам. Полотно неизвестного придворного художника, запечатлевшее Марию Стюарт с рубином, отсылает нас к мистической истории. Рубин получил прозвище «Великий Гарри» в честь Генриха VII, прадеда Марии, и украшал свадебное одеяние королевы. Согласно пророчеству, ярко-алый минерал сулил несчастье своей обладательнице. После смерти супруга королева вернулась в Шотландию, где и распрощалась с жизнью после мятежа.