История ювелирных цепочек бесконечно прекрасна, как и они сами.
Безупречные сочленения звеньев из благородного металла, изысканно отполированные, украшенные подвесками, медальонами, кулончиками, они и сегодня украшают обнаженные руки и шеи, как и тысячи лет назад. С древних времен массивная золотая цепь означала статус, власть и могущество. Звенья золотой цепочки символизировали замкнутость бытия, его цикличность, спираль самой жизни. Уроборос, сакральная змея, кусающая свой хвост, – великолепный узор браслета из белого золота или платины подчеркивает красоту бесценных мгновений, над которыми властна лишь Вселенная…
Простые римляне носили скромные цепочки из серебра, аристократическая цепочка из золота на шее была уделом властителей. Европейцы переняли этот обычай, учитывая не только ценность металла, но и удельный вес. Тяжелые золотые украшения символизировали бремя власти венценосных особ, священников высокого сана, именитого рыцарства и придворной элиты. Наиболее распространенное плетение цепочек в Средние века – якорное, основательное и прочное, лишенное вычурности. Мастера-ювелиры следовали моде того времени, когда драгоценные цепи были скорее платежным средством, чем самодостаточным аксессуаром. Сегодня подобную роль выполняют золотые слитки на банковских депозитах.
Следующий виток эволюции ювелирного мастерства – изобретение панцирного плетения, когда цепочку ваяли из изогнутых звеньев, напоминавших о кольчуге. Золотая цепь плотно охватывала шею, как рыцарский доспех. И только в эпоху Ренессанса украшение обретает утонченность и легковесность. Ценится сам человек, и все, что с ним связано, – от перстней с изумрудами до серег с жемчугами – наполняется художественным смыслом.
Любопытно, что данное украшение иногда носили непривычно в современном понимании. Так, на Мальдивах до конца XVII века именитые граждане, включая судейское сословие и ученых, опоясывались серебряными цепями, пока это не было запрещено законодательно в 1680 году. Цепочки возле талии выгодно подчеркивали тонкий стан прекрасных дам.
Изготавливали изделия из золотой и серебряной проволоки, скручивая из нее кольца, которые спаивались и полировались вручную. Парные цепи удлинялись, украшались подвесками, бриллиантовыми капельками, кисточками, их носили приспущенными в несколько рядов.
Современная мода демократична и позволяет придать цепочке из драгоценного сплава любое воплощение в соответствии с пожеланием заказчика и фантазией мастера. Одна из ажурных разновидностей цепочки из платины выполняется в технике love (или «сердце»). Отголосок древних традиций панцирной техники выражен в расположенных в одной плоскости звеньях пустотелого станочного плетения. Это излюбленное украшение для прекрасных женщин.
Вычурное плетение «фигаро» заключается в чередовании мелких округлых колечек с продолговатыми звеньями в различной последовательности.
Сложный необычный рисунок – отличительная черта техники «бисмарк». Это один из самых крепких видов плетения цепей из золота, которое предпочитают мужчины.