История парюр, или ансамбля украшений, восходит к Древнему Египту.
Хотя это французское слово изначально означало зубчатую диадему, где количество зубцов регламентировало титул носительницы – герцогиня, графиня, или, может быть, баронесса. Словом, придворная дама. Полная (большая) парюра подчеркивала величие представителей императорских домов. В набор входило до 15 всевозможных предметов ювелирного искусства: золотые браслеты, кольца с бриллиантами, колье с жемчугом, запонки, серьги с сапфирами и т. п. Малый (полупарюра) комплект состоял из пары-полудюжины изделий: ожерелье из рубинов сочеталось с рубиновой брошью, жемчужная брошка дополняла серьги с крупными перлами…
Пика популярности драгоценные комплекты достигли при Наполеоне I, симпатией которого пользовались ювелиры Парижа. У возлюбленной Бонапарта Жозефины было несколько сапфировых парюр и обручальное кольцо с сапфирами (синий и бесцветный минералы подчеркивали глубину ее глаз).
Любимый экземпляр в коллекции Жозефины – парюра Марии-Антуанетты: бриллиантовая тиара и корсажное украшение с синими сапфирами Цейлона.
Любопытна аквамариновая парюра, созданная специально для Елизаветы Федоровны Романовой мастерами Фаберже – тиара, браслет, серьги и колье поражали своей красотой. Позднее к комплекту присоединилась еще пара серег с аквамаринами огранки кушон, выполненная искусным ювелиром Кохом.
Баварская династия Виттельсбахов предпочитала рубины. По приказу Людвига I для его супруги королевы Терезы была создана малая парюра из шести изделий, в их числе великолепная диадема, ожерелье, серьги, пара рубиновых браслетов, украшение для корсажа. Придворный ювелир Риелендер придал крупной шпинели в диадеме ступенчатую огранку, использовал желтое золото и более тысячи бриллиантов. Обычно подобного рода украшения выполнялись из серебра и, позднее, платины, и корона приобретала некую воздушность. Массивную роскошь оттеняют алмазы старинной огранки, шпинели и любимые Терезой Баварской рубины.
Датско-норвежская династия Ольденбургов увековечила свою славу в изумрудах. Королева Софи Магдалина получила в дар от Кристиана VI двадцать шесть зеленых минералов квадратной огранки. Как вы уже догадались, в королевской парюре из тиары, колье, украшения для корсажа и серег главным камнем является изумруд.
Вторая волна популярности ювелирных комплектов пришлась на середину XIX в., когда уши модниц украшали длинные серьги с жемчугами или бриллиантами, на шее красовались цепи и ожерелья, изящные запястья подчеркивали браслеты с драгоценными камнями и, конечно же, золотые кольца нередко присутствовали в роскошном ансамбле.
После революции исчез жесткий корсет, а с ним и корсетная брошь, нередко выполнявшаяся в виде банта из бриллиантов. Женщины стали коротко стричься, и тиары и изящные эгретты – украшения для вечерних причесок и шляп – канули в небытие. Парюра утратила свой вес и блеск, на смену ей пришли сеты/комплекты из сережек и колец, браслетов и ожерелий и парных украшений. Главное правило: ансамбль ювелирных изделий изготовлен из одинаковых материалов, будь то розовое золото или платина, подчинен общей идее и выдержан в единой стилистике.