«Поставщик Высочайшего двора» – такого звания и права размещать на вывеске магазина государственный герб в России удостаивались избранные.
Карл Фаберже долго к этому шел, оттачивая ювелирное мастерство в Германии, Венеции, Франции, перенимая опыт у старых мастеров, реставрируя шедевры в Императорском Эрмитаже… В 1882 г. на художественно-промышленной выставке в столице его изделиями заинтересовался Александр III, и талантливый ювелир стал любимцем царской семьи.
Наибольшую известность Фаберже принесли яйца, да не простые, а золотые, из алмазов, рубинов, жемчуга и эмали. Самое первое ювелирное яйцо было изготовлено в 1885 г. и преподнесено в качестве пасхального подарка для супруги императора Марии Федоровны. Изделие напоминало Марии Федоровне о ее датском прошлом: датчане-ювелиры XVIII века создавали пасхальные яйца с сюрпризом в виде своеобразной матрешки – внутри была курочка, в которую вкладывали корону, а в короне прятали кольцо из золота. Самое первое «царское» яичко Фаберже создано из белой эмали, содержит золотую курочку, бриллиантовую мини-корону из золота и цепочку с рубиновым кулоном.
Наиболее знаменитым считается коронационное яйцо, которое сегодня можно увидеть в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге. Внутри изделия размещается миниатюрная копия императорской кареты, выполненная с мельчайшими подробностями. В работе использовались ограненные рубины, бриллианты, платина, зеленое золото, эмаль. Все эти материалы и сегодня востребованы в ювелирном деле и приобрели доступность в виде помолвочного кольца из белого золота, рубинового ожерелья или бриллиантовых сережек. Но вернемся к шедеврам ювелирного искусства, снискавшим мировую славу.
Изготовление пасхального сувенира занимало примерно год. Из 71 яйца, созданного мастерами Фаберже, заказчиками 54 была династия Романовых. Золотопромышленник Александр Кельх заказал в 1904 г. яйцо «Шантеклер». Это часы со сложным механизмом, выполненные из разноцветного золота, серебра, алмазов, эмали. Циферблат обрамлен жемчугом, вершина-крышка откидывается, и восхищенному взору предстает механический золотой петушок, покрытый бриллиантами и яркой эмалью, который машет крылышками и кукарекает каждый час.
Не менее любопытны цветы Фаберже, выполненные из драгоценных минералов. Великий мастер вдохновился работой китайских коллег, а невероятно прекрасный «гербарий» украшал шляпки царственных особ.
Для Карла Фаберже главным была не стоимость материала, а художественная ценность. По собственному признанию, изобилие жемчуга или бриллиантов его никогда не интересовало. Мастер создавал шедевры из олова и обычной стали, ввел в моду броши из карельской березы с бриллиантовыми вкраплениями, широко использовал самоцветы Урала, Забайкалья и Алтая.
В собственности британской королевской семьи находится фигурки животных фирмы Фаберже из слоновой кости, дерева, яшмы и агата. Вдохновение для их создания Карл черпал в собственноручно собранной коллекции японских нэцке.
Ювелирный дом Фаберже популяризировал русский стиль, выпуская церковную утварь для кремлевских храмов, украшенные самоцветами серебряные чарки и кокошники с бриллиантами.