Древние римляне говорили: ювелирные изделия ― iocus, это забава, шутка и украшение. Английские искусствоведы использовали слова jewel, jeweller, то есть ювелирные украшения ― это драгоценные камни. Ученый Герберт Дж. Ф. Смит связывал ювелирные изделия с драгоценностями, а драгоценность ― это сочетание редкости, красоты, долговечности. Кто из них прав? Ответ даст история.
Древние времена
Первобытное общество и скрытые смыслы
Золота и серебра как украшений для первобытного человека не существовало. Однако он уже использовал клыки животных, ракушки, кость ― самый востребованный материал палеолита. Исследователи выделяют функции украшений:
Устрашение врагов;
Защита кожи от укусов насекомых;
Демонстрация достижений охотника;
Использование их как амулетов.
Незадолго до возникновения цивилизаций появилась медь: она подчеркивала высокий статус ее собственника.
Древний Египет и Месопотамия
В период зарождения первых государств дорогие украшения стали ассоциироваться с золотом. Месопотамия, у которой его было мало, закупала металл у Египта. Один из наборов украшений из Месопотамии ― ювелирные изделия из гробницы царицы Пуаби, серьги из золота в виде двойного полумесяца, подобие лифа из золотых нитей.
В эпоху Древнего царства в Египте начали использовать серебро. Египтяне применяли сердолик, бирюзу, аметисты, использовали глазурь для имитации драгоценных камней. Создавали браслеты и кольца, ожерелья и пояса.
Античность. Греция и Рим
В Греции, главным образом, использовали парные браслеты для запястий, серьги были в виде дисков с подвесками. В Риме наступил расцвет техники «камея»: мастер создавал выпуклости, барельеф, на камнях. Нередкий элемент декора ― изображение бога либо богини. Ведь украшение по-прежнему использовали и как оберег.
Средневековье
По заказу церкви
Церковь, по сути, стала ключевым заказчиком создания украшений. Сцены из жизни христианских героев отразились на ювелирном деле. Простой пример ― украшением кольца Папы Римского была фигура Святого Петра в ладье.
Темные века и новые технологии
Несмотря на присущий Средневековью традиционализм, именно в это время получила развитие техника обработки стекла, призванного имитировать драгоценные камни. В обиход вошел аграф ― драгоценная заколка для одежды.
Новое время
Ренессанс
Если средневековый художник Леонардо да Винчи предостерегал от создания «вычурных» украшений, то Ренессанс, наоборот, обратился к рогам изобилия, растительным элементам, что было характерно и для Античности. Большое внимание уделили эмали. Металл покрывали черной, потом белой эмалью. Художник создавал на ней образы, которая после обжига превращалась в стекловидную массу. Подвеска в виде стреляющего амура в Эрмитаже выполнена в этой технике.
XVIII-XIX века
Этот период у искусствоведов ассоциируется с барокко, рококо, классицизмом.
Барокко тяготел к использованию жемчужин неправильной формы, подчеркнутой «пышности» форм. Рококо был призван напоминать о женственности носителя украшений. Картина «Мадам де Помпадур» Франсуа Буше ― тому подтверждение. Голову дамы украшает полихромный венок со множеством соцветий. Классицизм ― во многом переосмысление Античности, так, вновь получили распространение камеи.
Для XIX века характерны две черты:
Авторский стиль;
Масскульт.
Так, Кастеллани известен изделиями в античном стиле. Картье ввел в моду платину. С другой стороны, народное искусство выражалось в том, что стали активно делать «ювелирные украшения» даже из меди.
Новейшее время
В наши дни эволюционируют технологии: мастера используют метод литья, восковые модели для создания образов, применяют штамповку, не забывают о 3D-принтерах. С другой стороны, социальные проблемы диктуют правила искусству: промышленная революция породила экологические бедствия, а ювелирное дело стало связано с переработанными материалами.
Таким образом, изучение ювелирных традиций ― это не просто увлечение, праздный интерес к истории украшений. Ювелирное дело ― ключ к пониманию культуры, мотивов людей, которые движут эпохой.